воскресенье, 2 марта 2014 г.

Проведение дизайн-проекта

— ниже приведен короткий текст, не входящий в состав договора на проектирование, но постоянно проговариваемый при его заключении:

1.Первая встреча — просто беседа. Заказчик приносит план БТИ, определяет стилевые ориентиры (по журналам, сайтам), определяет функциональное назначение помещений, комментирует проблемы существующей планировки.

Заказчик по возможности определяет финансовые ориентиры. Не в цифрах, а в нацеленности на определенные линейки продукта — трендовые итальянские коллекции, изделия под заказ, серийная продукция местных производителей (по мебели, сантехнике, плитке и тп).

Если в процессе беседы стороны показались друг другу убедительными, заключается договор на тестовый проект. Тестовый проект оплачивается — мы не верим в бесплатный труд и бесплатный сыр.

2. Тестовый проект — профессиональное и аргументированное эскизное решение интерьера значимого помещения (3D цветное изображение либо ч\б графика с упором на решение планировочных проблем).

Тестовый — потому, что тестирует уровень взаимопонимания заказчика и дизайнера. Взаимопонимание — важный момент в работе, поскольку дизайн-проект — совместный труд дизайнера и заказчика. Дизайнер предлагает варианты решения проблем, а заказчик комментирует их и утверждает (принимает решение, что по эстетическим и финансовым показателям предложенный вариант приемлем, и он готов к его реализации на своем объекте). При отсутствии взаимопонимания работа превращается из осмысленного процесса в перебор вариантов, что неприемлемо.

3. Заключение договора на полный дизайн-проект — по итогам обсуждения тестового проекта заказчик принимает решение продолжить работу и заключает договор (оплата за тестовый учитывается),  либо приостанавливает сотрудничество.

Приостановка возможна по различным причинам. Либо полученной информации оказалось достаточно, и далее заказчик совместно с прорабом сделают все сами (характерно для небольших объектов с небольшим бюджетом), либо дизайнер выбросил из проекта нечто желаемое и значимое, и с этим трудно смириться сразу (да, круглая кровать в углу маленькой комнаты — это не то, что дизайнер примет за аксиому), либо что-то еще.

4. Планировочные решения — основаны на СНИПах, опыте и здравом смысле, пожеланиях заказчика (в таком вот порядке). Если решение предусматривает серьезное изменение планировки, то сперва оно получает экспертную оценку, и только потом рассматривается как рабочий вариант.

5. Эскизные (3D) решения — основаны на пожеланиях заказчика, опыте и здравом смысле, финансовой составляющей (в таком вот порядке).
Предлагая эскиз, дизайнер закладывает в проект некие совершенно конкретные линейки изделий и материалов. И обязанность заказчика (при одобрении общего вида) — принять решение (посмотрев продукт в реальности), насколько это его устраивает. И, возможно, предложить альтернативу (часто происходит с плиткой и обоями после посещения салонов).

Это именно обязанность — и ее прийдется выполнить. Если не на стадии проекта, то на стадии закупки материалов, когда уже проведен некий объем работ.

И не всегда полиуретановая колонна — адекватная замена мраморной. Мрамор может служить достойным фокусом внимания, а полиуретан — нет. На стадии проекта возможен поиск иного решения, на стадии закупки — только буквальная замена.

Кроме того, на стадии проектирования объезд салонов и работа с каталогами — это обязанность дизайнера, и оплата включена в стоимость проекта. А привлечение его в помощь заказчиком на стадии закупки — оплачивается как авторское сопровождение. Поэтому выполнение заказчиком своей части работы параллельно с дизайнером облегчает жизнь всем — экономит деньги на сопровождении и позволяет быстрее найти качественное решение.

6. Согласованные планировочные и эскизные решения, укомплектованные ссылками на утвежденные материалы и изделия подписываются заказчиком. Их изменения по инициативе заказчика ("...я разочаровался в классике, давайте сделаем брутальный гранж...") — оплачиваются отдельно.

7. Ведомость отделки — безусловно, может быть предоставлена.
Хочется отметить, что ведомость отделки, исполненная дизайн-студией — уместна для бюджетных муниципальных объектов. Для объектов частных и небольших — это довольно бессмысленный документ. Легкий комментарий:

— "краска акриловая, CaporolColor \ Mocca18, 45 м2". Если банка рассчитана на 25–30 м2, ваш прораб купит и заколерует 2 банки, что бы вы ни думали по этому поводу. И формально будет прав (даже если выкрасит только одну).

— "обои Grandeco Wallfashion Group \ Impala, 35 м2 (без учета подрезки)". Сколько надо — столько и кУпите. И лучше, когда запас на прирезку закладывает менеджер салона, а не дизайнер (и точнее, и больше возможностей исправить просчет).

— "плитка ONICE \ Nero lapatto, 46 шт, ONICE \ Fascia Swarovski \ Nero, 14 шт (без учета подрезки)". Вы точно знаете, что готовы купить парочку плиток декора ($50 \ шт) в запас? И это при том, что услуги дизайнера керамо-салона все равно войдут в стоимость плитки, и он имеет больше вариантов решения проблемы излишек\недостача (складской запас, быстрый привоз и тп).

Поэтому, чтобы действительно иметь точное представление о предполагаемых расходах стоит еще раз прочитать п.5 и не пренебрегать возможностью пообщаться с поставщиками на стадии проектирования (забавно звучит "точное представление о предполагаемых расходах" по отношению к стройке).

8. Авторское сопровождение и общение с подрядчиками — оплачиваются отдельно (в стоимость проекта входят 3 выезда на объект после сдачи проекта)

Первое, что хотелось бы отметить: следить за порядком и качеством строительных работ — обязанность прораба, а не дизайнера.

Дизайнер обязан ответить на все (адекватные) вопросы подрядчиков, предложить решение незапланированных проблем, связанных с общим видом помещения (что-то обнаружилось после вскрытия стен, полов, потолков и тп). При выявлении просчетов в проекте (несводимая цепочка размеров, отсутствие необходимых размеров и тп) обязан исправить незамедлительно.

При качественно исполненном проекте и внятном прорабе обычно достаточно 3–4 выездов (для небольшого объекта). Для объекта коттеджного объема (в силу многочисленности подрядчиков и поставщиков) рекомендуется выезд 1–2 раза в неделю (минимум) до завершения чистовой отделки.

При наличии в проекте странных инновационных изделий \ покрытий дизайнер обязан предоставить конструкцию \ технологию, либо подрядчика, способного решить поставленную задачу (решается на стадии проектирования).



1 комментарий:

  1. Очень развернутая и познавательная статья! Автору огромная благодарность!!!

    ОтветитьУдалить